Теги:
«Бедные-несчастные» — самая смелая женщина в истории кино

Кадр из: «Бедные-несчастные» — самая смелая женщина в истории кино
- Режиссёр: Йоргос Лантимос (Yorgos Lanthimos)
- Жанр: фэнтези, драма, чёрная комедия, научная фантастика
- Сценарий: Тони Макнамара, по одноимённому роману Алистера Грея (Alasdair Gray)
- В главных ролях:
- Эмма Стоун — Белла Бакстер (главная героиня)
- Уиллем Дефо — доктор Годвин Бакстер
- Марк Руффало — Дункан Веддерберн
- Рами Юсеф, Джеррод Кармайкл и другие
Фильм рассказывает историю Беллы Бакстер — женщины, возвращённой к жизни эксцентричным учёным доктором Бакстером. Это своеобразный феминистский пересказ Франкенштейна. Белла с «чистого листа» начинает познавать мир, вступает в романтические и сексуальные отношения, исследует свободу, идентичность и социальные нормы.
Общий контекст и происхождение
Йоргос Лантимос, режиссёр «Лобстера» и «Фаворитки», снова обращается к антиутопическому, вычурному и фантасмагорическому миру, где нормы — это лишь фетиши общества, а истина — всегда личная. «Бедные-несчастные» — адаптация культового шотландского романа Алистера Грея (1992), где Лантимос и сценарист Тони Макнамара переносят феминистский Франкенштейн в готически-стимпанковскую вселенную с элементами театральной экспрессии и гипертрофированной чувственности.
Йоргос Лантимос сделал невозможное. Он не просто пересобрал Франкенштейна — он вытащил из этого монстра душу. И дал ей голос. Голос Беллы Бакстер.
Рождение сущности
Сцена, с которой начинается фильм, — это не кадр, а операция. Женщина с телом взрослой и разумом младенца. Мир перед ней — нечто незнакомое, странное, иногда ужасное, но бесконечно притягательное. Белла Бакстер не просто учится говорить, ходить и любить. Она учится быть собой — в мире, где женщине быть собой не дают с самого рождения.
Её не мучают травмы прошлого. Она освобождена от них хирургически — буквально. У неё нет памяти, только жажда. Не власти, не контроля, а опыта.
Феминизм как биология
Тело Беллы — это поле битвы. Но битвы не внешней, а внутренней. Она не борется за права. Она живёт, как будто они у неё уже есть. Она не объясняет себя. Она действует.
Это не протест. Это — реальность, в которой протест уже победил.
Йоргос Лантимос не даёт нам трибуну, не зовёт на митинг. Он даёт экран женщине, которая впервые может прожить жизнь не по чужим правилам. И эта жизнь — дикая, голая, откровенная, смешная, страшная. Настоящая.
Мучители с хорошими манерами
Беллу окружают мужчины, которые не знают, что делать с женщиной, которая не зависит от них.
- Один — богоподобный учёный с изуродованным лицом и высокими идеями.
- Второй — ловелас с манерами джентльмена и истерикой подростка.
- Третий — жалкий муж, который хочет «защитить» Беллу от неё самой.
Все они хотят быть важными, но оказываются ненужными. Белле не нужен авторитет. Ей нужен выбор.
Мы, зрители — кто?
И вот тут начинается самое неловкое. Потому что, глядя на Беллу, мы начинаем чувствовать: она — более человек, чем мы.
Мы сдерживаем свои желания.
Она — нет.
Мы оправдываем свои слабости моралью.
Она просто делает ошибки — и идёт дальше.
Мы думаем, как нас воспримут.
Она думает — куда бы поехать завтра.
Это не антиутопия. Это антилицемерие.
Фильм «Бедные-несчастные» заставляет нас спросить: а мы-то — живём вообще, или только существуем?
Эмма Стоун: актёрская революция
Эмма Стоун делает то, что делают единицы.
Она не играет, она обнажается — эмоционально, ментально, телесно.
В этой роли она не укладывается в образ «героини», «девушки», «женщины». Она — человек, который сначала смеётся над собой, потом надоедает себе, потом принимает себя. В этом — актёрское чудо.
Её Белла Бакстер — это манифест того, кем может быть женщина, если её не заставлять быть кем-то другим.
Кино будущего?
«Бедные-несчастные» — не просто фильм года. Это фильм времени, которое ещё не наступило.
Это не прогрессивное кино. Это кино из мира, где прогресс уже состоялся.
Именно поэтому оно шокирует, злит, возбуждает, радует, сбивает с ног. Потому что показывает, как может быть — если отказаться от страха быть собой.
Эпилог
Мы живём среди слов «свобода», «равенство», «выбор» — но чаще всего говорим их, не веря.
Белла Бакстер не говорит. Она делает.
Это не фильм, где женщина становится сильной. Это фильм, где женщина — просто есть. И этого оказывается достаточно, чтобы сломать весь привычный мир.
Награды:
- Оскар 2024 — 4 победы:
- Лучшая актриса (Эмма Стоун)
- Лучший дизайн костюмов
- Лучшая работа художника-постановщика
- Лучший грим и причёски
- Золотой лев Венецианского кинофестиваля 2023
- Широкое признание критиков за визуальный стиль, актёрскую игру и оригинальность.